Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

4 0

 
Наивысшим пиком карьеры бронепоездов была Гражданская война в России. Именно в этом конфликте они могли оказывать наибольшее влияние на ход боев. Виной тому, конечно, был во многом партизанский и иррегулярный облик самой войны: когда армии сравнительно невелики, страдают текучкой кадров и плохим снабжением, появление даже одного бронированного гиганта может изменить всё.

Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

 

Грянувшая два десятилетия спустя Великая Отечественная была уже совершенно другим делом. В многомесячных упорных сражениях сходились гигантские и хорошо организованные армии: миллионы людей, десятки тысяч машин, тысячи танков, самолетов и артиллерийских орудий. На этом фоне бронепоезда уже терялись. Но все равно приносили пользу.

Что русскому хорошо, то немцу – головная боль

На Вооруженные силы СССР влиял опыт Гражданской. Все, конечно, понимали, что предстоящая война моторов будет сильно от нее отличаться. Никто не собирался на полном серьезе громить противника конными армиями. Но вот бронепоезда были довольно технологичным по меркам времени оружием, и отказываться от них не спешили.

Мало того, СССР был, пожалуй, единственной страной межвоенного периода, где их в значительном количестве изначально проектировали как боевые машины, а не переделывали наскоро из уже имеющихся составов. Те же немцы спохватились только в 1942 году, когда стали ощутимо страдать от партизан, и почувствовали нужду в бронепоездах как в средстве охраны железных дорог.

У русских же качественные бронепоезда имелись с самого начала войны. И это было на руку именно в том тяжелом положении. Бронированные железнодорожные гиганты всегда лучше в отходе, чем при наступлении. Атакующий часто идет по выжженной земле – отступающие разрушают за собой все, что успевают, в том числе, зачастую, и железнодорожные пути. И использовать бронепоезд для развития успеха часто затруднительно. Совершенно другая ситуация на другой стороне – пути, ведущие в тыл, еще целы. Способная отступить по ним, защищенная броней артиллерия бронепоезда как нельзя прикрывает отход. Экипажи бронепоездов РККА ели свой хлеб межвоенного времени точно не зря. 

Наглость – второе счастье

Не каждое прикрытие отступления, впрочем, превращалось в артобстрел с последующим уходом в тыл. Временами случались и лихие рейды на бронепоездах. Как, например, на станции Жуляны под Киевом в августе 1941 года. 

Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

Рождение бронепоезда

Все началось с её внезапного захвата немецкими парашютистами. Противник уже знал о том, что РККА активно использует бронепоезда. Поэтому, едва овладев транспортным узлом, немцы выслали группу, разобравшую небольшой железнодорожный мостик и несколько секций рельс неподалеку от станции. После этого парашютисты, ощутив себя в относительной безопасности, заняли оборонительные позиции и принялись ждать подкрепления. 

В Киеве тем временем рвали волосы – Жуляны не успели эвакуировать, и там, помимо прочего, осталось аж 10 вагонов, забитых дефицитными запчастями для самолетов. Дарить их просто так немцам командование не собиралось, и русские задумали дерзкое. 

Для дела приготовили небольшой бронепоезд «Литер А». Это была переделка рабочих Киевского паровозоремонтного завода, а не специально построенный, как бронепоезд, состав. Всего лишь частично бронированный локомотив и три бронеплощадки из укрепленных угольных полувагонов. Но против легковооруженных парашютистов это была вполне грозная сила. 

В бронепоезде находилось 120 ополченцев – по большей части, рабочих того самого завода, где перестраивали поезд. Задача была проста – ворваться на станцию, открыть огонь изо всего, что есть, быстро прицепить вагоны с дорогими запчастями, и увезти их в Киев. 

Для этого к Жулянам ночью выслали отряд: ремонтники и пехотное прикрытие. Удалось восстановить мост и разобранные немцами пролеты. Противник то ли не слышал шума молотков из-за фронтовой канонады, то ли не рискнул высовываться с оборонительных позиций. В любом случае, ремонтникам никто не мешал. 

Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

Бронепоезд «Балтиец», действовавший на Ленинградском фронте, был вооружен, в том числе, крайне символичным для СССР артефактом – орудием с крейсера «Аврора»

А в 4 утра в дело вступил «Литер А» – поезд въехал на станцию на полном ходу. Тут же загрохотали 4 76-мм пушки и 14 пулеметов. Немецкие парашютисты к бою с бронепоездом оказались не готовы, и откатились за пределы станции. Этим тут же воспользовались ополченцы – искомые вагоны вскоре были прицеплены, и со всей разумной в таком деле поспешностью отбуксированы в тыл. 

Маски-шоу

Немцев русские бронепоезда откровенно раздражали, и они старались их уничтожать при любом удобном случае. Когда-то это удавалось, и дело заканчивалось горелыми обломками, но иногда случался и цирк. 

Так, 4 ноября 1941-го в 20 километрах от Ростова-на-Дону немцы покусились на два советских бронепоезда, стоящих на станции Хапры. Средств усиления под рукой не имелось, а то, что можно было привлечь, решало другие задачи. И тогда немцы родили казавшуюся вполне рабочей комбинацию. 

Они взяли трофейный локомотив, прицепили к нему вагон со взрывчаткой, и, дождавшись ночи, коварно запустили его в сторону русских. Проблема была только в одном – советские железнодорожники оказались не менее коварны, и отогнали бронепоезда в тупики. «Сюрприз-машина» прошла мимо, прихватив с собой легкий броневик на железнодорожном ходу – экипаж, заслышав звуки мчащегося поезда, успел выскочить в последний момент. Проскочив станцию Хапры, немецкий посланник с грохотом рванул где-то за ней. 

Единственное, чего добился противник, так это повреждения отрезка путей. Правда, и он был восстановлен менее чем через 10 часов. 

Крымская заноза

Вокруг Ростова из вертикального рельефа разве что терриконы. А вот охотиться на бронепоезда в недалеком Крыму было еще сложнее. Скалы, многочисленные тоннели, сложный рельеф, затрудняющий даже простое визуальное обнаружение. Именно эти факторы, приправленные находчивостью экипажа, помогли бронепоезду «Железняков». Он умело злил немцев с ноября 1941-го по июнь 1942-го – учитывая тогдашнее положение на фронте, это очень долго. 

Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

Бронепоезд «Железняков» в Крыму

Типичной тактикой «Железнякова» была знаменитая «бей-беги». Но за кажущейся простотой скрывалось недюжинное мастерство. Требовался тщательный расчет и безусловное знание местности и конфигурации проходящих путей. Не раз случались экстренные ситуации, когда намеченный путь для отхода разбивался артиллерией или авиацией, и новый план приходилось рождать на лету. 

На счету «Железнякова» более 140 боевых выездов. Немцы «поймали» его только 26 июня 1942 года – авиация обвалила выходы из тоннеля. Пару месяцев спустя завал был расчищен уже самими немцами, которые не преминули наложить на бронеплощадки свои руки. Увы, они служили им вплоть до эвакуации из Крыма в 1944 году. 

На финальном этапе

После перелома в Сталинграде и фиаско летнего немецкого наступления 1943 года война вступила в новую фазу. РККА больше не отступала в стратегических масштабах – ей оставалось или буксовать при попытках собственных наступлений, или победоносно идти вперед. И тут ценность бронепоездов резко упала по озвученным причинам – из-за разрушения противником путей они отставали от наступающих. 

Когда полотно оставалось нетронутым, их, конечно, использовали «по полной программе» – в основном, в качестве мобильной бронированной артиллерии при штурме тех или иных пунктов. Но летом 1944-го РККА провела «Багратион», и фронты стремительно покатились на запад. Возможностей для использования бронепоездов становилось все меньше. Пришлось переключиться на охрану транспортных узлов и железнодорожных путей. К началу 1945-го использование бронепоездов в боях практически сошло на нет. 

Всего Великую Отечественную прошло 244 советских бронепоезда, из которых было потеряно 90 штук. Не самый плохой показатель для техники, наиболее активное применение которой пришлось на самый тяжелый период войны.

Автор:
Тимур Шерзад
Использованы фотографии:
waralbum.ru

Комментариев нет

Отставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

3 × 4 =