Если рост цен продолжится, а подрядчики будут и дальше зажаты в клещи фиксированных контрактов, заниматься «инфраструктурной агрессией» будет просто некому…

Пять мер во имя «агрессии»

Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в прошедшую пятницу утвердил план действий, или, говоря модным переводным термином, «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. Программа стала ответом на челобитную, которую в июне прошлого года направили на имя Президента России Владимира Путина главы крупнейших строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан».

Напомним, что Глава государства поручил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину рассмотреть это письмо и доложить. И вот спустя полгода на свет появился практический план действий. Об этом общественности поведал РБК. Издание уверяет, что у него есть копия документа, но обнародовать его не торопится.

Сообщается, что одним из разработчиков документа стала Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), которая принимала участие в его разработке (среди членов ассоциации – «Нацпроектстрой» ВЭБа и Аркадия Ротенберга, корпорация АЕОН Романа Троценко, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, ВАД, «Автобан» и другие). То бишь, план действий в итоге составляли те же, кто и писал жалобное письмо.

В документе перечислены шаги по регулированию цен на госконтракты из-за роста цен на стройматериалы и рабочую силу, предложены изменения законодательства о госзакупках, Градостроительного кодекса РФ и других норм, а также решение вопросов казначейского и банковского сопровождения госконтрактов.

 

Мера 1. Казначейское сопровождение

Оно должно было заработать для всех контрактов дороже 1-го миллиарда рублей с 1 января 2022 года. Однако в новом плане прописано, что будет принято постановление Правительства России по отсрочке введения этой меры на один квартал. Расширенное сопровождение подразумевает, что в казначействе под каждый проект открывается отдельный лицевой счёт. Деньги с этого счёта можно получить только после предоставления расходных деклараций по каждому платежу и других документов. Таким образом, на административные и управленческие расходы подрядчик должен будет тратить собственные деньги или брать кредиты.

С точки зрения подрядчиков, новые правила неудобны, поскольку могут увеличивать закредитованность и усложняют получение банковских гарантий по госконтрактам. Как указывалось в письме, объём долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объём долгосрочных займов 170-ти крупнейших компаний вырос с 4,1-4,3 триллиона до 5-ти триллионов рублей. За время отсрочки планируется проработать возможность выплаты аванса напрямую на расчётный счёт подрядчика, минуя казначейство. Сделать это предлагается, если подрядчик предоставит банковскую гарантию.

 

Мера 2. Расширение компенсации роста цен на стройматериалы

Пересчёт цен по контрактам и предложения Кабмина откровенно не успевают за ростом цен на ресурсы. Которые при этом дешеветь отнюдь не собираются. Поэтому предлагается разрешить процесс пересмотра цен не только по действующим контрактам (как сейчас), но и по уже исполненным. То есть поддержать за счёт бюджета тех строителей, кому пришлось сработать себе в убыток.

Определить механизм компенсации по исполненным контрактам и представить его Правительству нужно во втором квартале 2022 года. А в феврале будет сформирован и представлен в Кабмин механизм компенсации удорожания работ по ремонту и содержанию дорог. Сейчас эти виды работ пересмотру не подлежат.

 

Мера 3. Быстрее, ещё быстрее!

Авторы предлагают выписывать подрядчику премии за досрочное завершение работ. Плюс к этому будут разработаны правила предоставления субсидий на компенсацию процентов по кредитам, если подрядчик взял заём, чтобы досрочно ввести объект в эксплуатацию.

 

Мера 4. Повысить зарплаты рабочим

В сметных нормативах предлагается актуализировать зарплаты рабочих, приведя их к рыночной реальности. Так, в НАИК отмечают, что по государственным сметам размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого на строительстве, реконструкции и капремонте дорог, составляет менее 38,5 тысячи рублей в месяц, реальная же зарплата строителя такой же квалификации – 55 тысяч рублей в месяц.

 

Мера 5. Призвать к ответу заказчиков

По мнению подрядчиков, современные требования в части заказа ставят обе стороны в неравные условия. Во многом эта позиция обоснована. Поэтому предлагается обратить особое внимание на требования по ответственности как подрядчиков, так и заказчиков. Например, перечислить обстоятельства, в которых подрядчик без штрафа сможет в одностороннем порядке расторгнуть госконтракт. Дать такое право предлагается в случае, если заказчик вовремя не передал подрядчику документацию или не обеспечил доступ на стройплощадку.

 

Вместо итога

Как видим, все перечисленные меры выглядят вполне разумными. Эксперты указывают, что реализация плана нацелена на приведение отраслевого регулирования в ту форму, которая позволит выполнить масштабные планы государства по строительству новой инфраструктуры. В частности, вспоминают минстроевскую программу с несколько странным, на наш взгляд, названием «Агрессивное развитие инфраструктуры». Согласно ему, до 2030 года в отрасль будет вложено 22 триллионов рублей. В эту сумму входит не только строительство дорог, но и жилья, портов и развитие агломераций. На крупные автомобильные магистрали планируется потратить почти 3,6 триллиона целковых. Однако если рост цен продолжится, а подрядчики будут и дальше зажаты в клещи фиксированных контрактов, заниматься «инфраструктурной агрессией» будет просто некому…