Оценка деловой репутации строительных компаний может так и остаться развлечением для высоколобых экспертов, если не наладить полноценный мониторинг и работу «в поле»

ОДР-забава

Всё новое – это хорошо забытое старое. Не является исключением из этого правила и такое явление, как оценка деловой репутации. В своё время наделавшая так много шума и споров и к 2021 году прочно позабытая представителями саморегулируемого сообщества оценка деловой репутации, тем не менее, никуда не делась. И пока сообщество ломало головы и копья над тем, как уменьшить риски неисполнения обязательств по строительным контрактам, наиболее шустрые его представители, взяв за основу методологию, разработанную ещё в 2013-2017 годах Техническим комитетом 066 (ТК 066), тихонько её использовали на благо… Да преимущественно на собственное благо!

Поскольку в отсутствии должного контроля людям творческим и одарённым, коими у нас кишмя-кишат госзакупки, не составляет особого труда использовать наработки ТК 066, выдирая из ГОСТ Р самые вкусные новеллы и пользуясь ими словно дубиной, отпугивая конкурентов и «случайных пассажиров», польстившихся на заветный лот.

По идее, антимонопольное ведомство, стоящее на страже законных интересов участников закупок, должно приглядывать за законностью применения методики оценки деловой репутации. И справедливости ради, есть даже определённая практика по нарушениям, сформировавшаяся за последние 5-6 лет применения. Но страна у нас большая – за всеми участниками уследить тяжело. Тем более, что на ФАС в последнее время возлагаются задачи и по частичному регулированию отпускных и розничных цен.

А между тем, согласно данным мониторинга проведённым силами ТК 066 только за 9 месяцев 2021 года, с использованием показателя «деловая репутация участника закупки» было осуществлено свыше 350-ти тысяч процедур! Это ли не свидетельство того, что как инструмент оценка деловой репутации (ОДР) крайне востребована!

Разработанная и включенная в ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и в другие специализированные по видам деятельности стандарты, система факторов и субфакторов оказалась живучей и прошла проверку временем.

Настало время совместными усилиями довести её до ума, модернизировав под нынешние реалии и исключив возможность коррупционной составляющей.

И в этом направлении есть подвижки. В составе ТК появились новые члены, представляющие ключевые федеральные службы и естественные монополии, имеющие свой насущный интерес в применении ОДР. Даже старый и последовательный критик ОДР – Федеральная антимонопольная служба включилась в работу. Обновлённый Технический комитет за полгода провёл два заседания и утвердил новую редакцию основного стандарта.

Но, к сожалению, это всё пока только некие кабинетные передвижки. Безусловно, необходимые и важные в рамках модернизации, но бесконечно далёкие от практической стороны дела. Ведь пока высоколобые эксперты заседают в своих креслах, рассуждая о баллах и сравнительном весе и влиянии того или иного фактора, ежедневно проводятся десятки закупок с использованием ОДР. И хорошо, если заказчики и участники добросовестно и бережно подходят к использованию наработок ТК 066. А если нет? И что тогда? Пусть пока проводят абы как? А вот когда уже всё отшлифуем шероховатости, вот тогда мы всем «недобросовестным» и покажем?

К сожалению, так это не работает. Только комплексный подход может принести положительный результат. И на сегодняшний день работа «в поле», активное участие всех участников ТК 066 – от представителей бизнеса и до федеральных служб, включая ФАС, в выявлении и мониторинге недобросовестного использования положений ГОСТ Р 66.01 важен ничуть не меньше, чем теоретическая работа.

И кстати, помимо выдавливания с рынка недобросовестных участников не стоит забывать и о той огромной пользе для корректировки положения и формирования субфакторной модели, которую может принести такая практика.

Вот жаль только, что из своих высоких кабинетов руководство и уважаемые члены технического комитета этого не видят…