Новый 447-ФЗ поднимает волну вопросов, на которые то ли не может, то ли не хочет ответить родившее данный нормативно-правовой акт главное строительное ведомство страны

Как заработает то, что работать не может?

«Легко ли стать героем портала За-Строй.РФ?», – скромно спросила нас барышня, представившаяся Ниночкой Л. и поведавшая историю своего очередного обращения в Минстрой России за разъяснениями порядка применения градостроительного законодательства.

Вот кому-кому, а чиновникам это сделать вовсе не сложно, подумали мы. Достаточно взять пример «исполнения» своих должностных обязанностей с заместителя директора правового департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Татьяны Барминой.

Да-да, именно о Татьяне Николаевне, а точнее, о её талантах неисполнения законодательства об обращениях граждан вновь пойдёт речь в нашей статье. И, благодаря Федеральному закону от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ, статья эта о минстроевской чиновнице, судя по всему, будет не последней.

Итак, новый 447-ФЗ, разработанный главным строительным ведомством страны впопыхах и принятый под занавес уходящего года, уже поднимает волну вопросов. Специалисты перечитывают ровные ряды казённых строк десятки раз и не понимают… Не понимают, как всё это будет с 1 сентября работать. Как будет работать то, что работать не может и не должно?

Но, судя по всему, не понимают это не только саморегуляторы, но и сами сотрудники Минстроя России, и, в частности, госпожа Бармина и её родной департамент. Ибо иного объяснения подписанным ею ответам в стиле Аркадия Райкина: «Нужны насосы? Колеса уже отгружены», – дать крайне сложно.

А между тем, очень важный вопрос, касающийся всей строительной отрасли, задали пытливые саморегуляторы и Ниночка Л. министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину:

Уважаемый Ирек Энварович!

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ, статья 55.5-1 ГСК РФ изложена в новой редакции с 1 сентября 2022 года.

Согласно нововведению (см. ч.10 ст.55.5-1 ГСК РФ в ред. 447-ФЗ):

Сведения о физическом лице включаются в Национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

(…)

4) не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных настоящей статьей;

(…)

С вновь включаемыми с 1 сентября 2022 года в НРС специалистами всё ясно, вопросов нет.

ВОПРОС. В какой срок должны пройти независимую оценку квалификации (НОК) специалисты, ранее включённые в НРС до указанной даты, т. е. включённые в НРС с 1 июля 2017 по 1 сентября 2022 года?

Вариант 1. Незамедлительно после 1 сентября 2022 года.

Вариант 2. Уже сейчас должны начинать проходить и до 1 сентября 2022 года пройти.

Вариант 3. В течение пяти лет с момента вступления указанной нормы в законную силу, т. е. с 1 сентября 2022 года по 30 августа 2027 года.

Вариант 4. В течение 5 лет с момента включения специалиста в НРС. Например, включён в НРС в октябре 2018 года, значит, пройти должен до конца сентября 2023 года.

Вариант 5. По истечению пятилетнего срока от последнего повышения квалификации (ПК), так как НОК заменила ПК.

Как видим, заявительница, изначально понимая, что запрос её опять попадёт на стол гражданке Барминой, любезно предложила ей даже свои 5 вариантов ответов…

Не тут-то было. Бюрократа такими «детскими хитростями» не возьмешь! Впрочем, в одном заявительница точно угадала: ответ был, действительно, подписан заместителем директора правового департамента Татьяной Барминой. С разрешения заявительницы позволим себе дословно процитировать его содержание:

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 447) пункт 4 статьи 1 Федерального закона № 447, который вводит институт независимой оценки квалификации, вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

В целях обеспечения строительной отрасли высококвалифицированными специалистами, имеющими необходимые компетенции для выполнения работ по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 447 снижаются квалификационные требования, установленные частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), по наличию общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства с 10 до 5 лет при условии прохождения такими лицами независимой оценки квалификации не реже одного раза в 5 лет. Данное условие для включения сведений о физическом лице в Национальный реестр специалистов применяется с 1 сентября 2022 г.

При этом перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства, в соответствии с частью 13 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции Федерального закона № 447) устанавливается приказом Минстроя России, который в настоящее время проходит регламентные процедуры.

Вот как-то так. А ведь имеющий глаза – да увидит, что заявительница довольно чётко указала в запросе, что со вновь включаемыми с 1 сентября 2022 года в НРС специалистами всё ясно, вопросов нет. Вопрос был в том, в какой срок должны пройти независимую оценку квалификации специалисты, ранее включённые в НРС до указанной даты, то есть включённые в Нацреестр с 1 июля 2017 по 1 сентября 2022 года…

Ответа на данный вопрос госпожа Бармина и её департамент, очевидно, не знают, или у них имеются проблемы с пониманием русской речи и трудности с изложением своих собственных мыслей на бумаге.

Здесь следует напомнить, что, согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должностное лицо обязано обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение обращения. А согласно пункта 4 части 1 указанной статьи письменный ответ на обращение должен быть по существу поставленных в обращении вопросов.

Так почему же Минстрой России нарушает порядок рассмотрения обращений граждан? Ниночка Л. решила спросить об этом у Генерального прокурора Российской Федерации…

Продолжение следует.

ВИДЕО: