Итоги работы Мосгосстройнадзора в 2021 году и новые подходы в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022 году

Итоги

В Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Мосгосстройнадзора: Игорь Войстратенко подвёл итоги работы ведомства за 2021 год и рассказал про новые подходы в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022 году.

Основные итоги работы Мосгосстройнадзора в 2021 году в цифрах

В 2021 году Мосгосстройнадзор выдал 643 разрешения на строительство объектов общей площадью 15,3 млн кв. метров. Большая часть разрешений выдана на строительство многоквартирных жилых домов – 197 разрешений на 6,2 млн кв. метров недвижимости.

Несмотря на ограничительные меры, связанные с профилактикой распространения коронавируса, объемы нового строительства в Москве остаются на высоком уровне. Так, за 2021 год оформлено 695 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов общей площадью почти 15 млн кв. метров, из них жилья — более 6,9 млн кв. метров. В прошлом году сдано 12 объектов здравоохранения и 41 объект образования (в том числе в ТиНАО — 19 объектов), 5 культурно-просветительских и 15 спортивных объектов, 100 объектов дорожной инфраструктуры. Среди наиболее значимых: 12 станций участка БКЛ от станции «Народное Ополчение» до станции «Каховская», многофункциональный торговый комплекс на Павелецкой площади, Дом культуры «ГЭС-2», амбулаторный и детско-взрослый инфекционный корпуса больницы с родильным домом в поселке Коммунарка, Детский музыкальный театр юного актера в ЦАО, новая сцена театра «Уголок дедушки Дурова», отреставрированный кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, кинотеатры «Янтарь» и «Саяны», спортивный комплекс с центром художественной гимнастики, ледовой арены и центром автомобильного спорта на улице Летная, электродепо «Сокол» и «Братеево», китайский деловой центр «Парк Хуамин», ФОК Центра спорта и образования «Самбо-70» и другие объекты..

Всего под надзором и контролем Мосгосстройнадзора в 2021 году находился 2 631 объект капитального строительства, их общая площадь составила почти 52 млн кв. метров. Прежде всего это жилье, включая дома, возводимые по программе реновации, социальные, торгово-развлекательные и культурные центры, новые станции метро, электродепо, магистрали, дороги, инженерные сети и многое другое.

В ходе реализации полномочий по государственному строительному надзору Комитет провел 10 089 проверок, в результате которых выявлено 38 547 нарушений обязательных требований, оформлено 12 735 протоколов и выписано 7 786 штрафов на сумму более 839,5 млн рублей.

Контрольно-надзорная деятельность Мосгосстройнадзора ведётся с привлечением подведомственного Комитету Центра экспертиз (ГБУ «ЦЭИИС») – в 2021 году его специалистами проведено 19 354 исследований выполненных работ и применяемых материалов.

Открытость и цифровизация: электронные госуслуги и обращения граждан

Строительство в Москве ведётся высокими темпами, и перевод услуг в электронный вид способствует снижению административных барьеров, позволяя предпринимателям экономить время и средства. Кроме того, в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции получение услуг в электронном виде является действенной профилактической мерой. Количество таких услуг в Москве постоянно увеличивается, а сроки предоставления – сокращаются. В настоящее время на портале mos.ru представлено 28 электронных услуг в строительной сфере, из них 10 – оказывает Мосгосстройнадзор. За 2021 год Комитетом было предоставлено 6 332 услуги в электронном виде, это на 670 больше, чем в 2020 году.

Количество обращений в 2021 году через mos.ru и официальную почту, а также на «Горячую линию» Комитета по сравнению с 2020 годом сократилось на 10 %: через сайт Мэра Москвы и электронную почту поступило 11 181 обращение, а операторы «Горячей линии» МГСН зафиксировали 6 734 звонка. Подобное сокращение во многом связано с тем, что информационная политика Комитета, как и столичного Стройкомплекса в целом, всё более ориентирована на открытость и полноту предоставления данных. Ещё одна причина — в активном использовании альтернативных каналов связи: запросы как от граждан, так и от юридических лиц-участников строительства, все чаще поступают через социальные сети и новые медиа.

Подавляющее большинство обращений было связано с законностью строительства, наличием у застройщика разрешительной документации, влиянием строительства на быт жителей соседних домов, строительными дефектами и нарушениями, допущенными при строительстве.

Планы на 2022 год: реформа контрольно-надзорной деятельности и новые технологии

С 1 июля 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Главной задачей проводимой реформы является повышение уровня безопасности и снижение административной нагрузки на бизнес. До конца 2021 года региональные институты, в том числе столичные, разрабатывали нормативные акты, определившие порядок осуществления государственного строительного надзора с января 2022 года. В настоящее время акцент в работе Мосгосстройнадзора смещен на профилактику и предотвращение правонарушений, изменился порядок и характер проверок, их оперативность и прозрачность.

Профилактические меры ориентированы на снижение риска причинения ущерба. Законом определяется возможность консультирования, осуществления профилактических визитов, а также объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях. Эта мера, во многом заменяющая проведение внеплановых проверок в отношении нарушений, дает возможность участникам строительства оперативно их исправить и избежать привлечения к административной ответственности.

При этом участие в профилактических мероприятиях не обязанность, а право – они будут проводиться только с согласия субъектов строительства либо по их инициативе.

Продолжительность выездных проверок сократилась вдвое – с 20 до 10 рабочих дней, все результаты в тот же день размещаются в едином реестре проверок, ранее на это отводилось от трех до семи дней.

Еще одним важным аспектом нового закона является более широкое использование информационных технологий при проведении строительного надзора, снижающего издержки участников строительства, повышающей эффективность контрольно-надзорной деятельности и её прозрачность.

С 2022 года все государственные строительные заказы переходят на BIM-технологии. Мосгосстройназдор совместно с Департаментом строительства Москвы разрабатывает механизм, в рамках которого документация на проверяемых объектах будет размещена в составе их цифровой модели. Туда же попадет перечень выявленных нарушений, увидев которые застройщик сможет оперативно приступить к их устранению.

Камеры видеонаблюдения, установленные на площадках строительных объектов и прилегающей территории, будут использоваться инспекторами Мосгосстройнадзора как один из основных инструментов оперативного контроля в режиме реального времени. Это будет способствовать ускорению обработки информации, содержащейся в обращениях граждан, а также поможет более точно отслеживать изменения в статусе строящегося объекта.